Сайт Сергея Воробьева



На главную

 

Сергей Воробьев, 2010-05-21 (последнее обновление 2013-12-30)

 

О причинах экономического кризиса

 

Наглой ложью являются утверждения типа: «нынешний мировой экономический кризис — это кризис спекулятивной модели экономики», «причина кризиса в спекулятивной перегретости фондового и других рынков активов», «экономический кризис объясняется тем, что выпущено слишком много виртуальных денег» и прочие подобные.

Основная функция денег – служить универсальным средством обмена товаров и услуг между их производителями. Если денег становится слишком много, то начинается инфляция, то есть покупательная способность денег падает. Но от количества денег в экономике реальные экономические процессы в принципе не зависят, как не зависят реальные размеры стола от выбранной системы измерений (миллиметры, дюймы, ли и прочее). Нестабильность покупательной способности денег оказывает вредное влияние на экономику через проблемы с рыночным оборотом, долгосрочными инвестициями, но не более.

Тем не менее, экономисты дружным хором вопят, что проблемы фондового рынка и перепроизводства производных финансовых активов (деривативов) влияют на реальную экономику и приводят к экономическим кризисам, выражающимся в реальном падении уровня жизни людей. На первый взгляд, вроде бы так оно и есть. Уровень жизни людей действительно падает, падает и реальное производство, например, во время Великой депрессии в США в начале 30-годов прошлого века упало, кажется, на 30%. Да и во время нынешнего кризиса 2008/2009 годов производство тоже упало. Почему? Почему выплавка стали и объемы строительных работ зависят от курса акций и соотношения доллара и унции золота? Бред.

Величайшая ложь так называемых «экономистов» состоит в том, что они тщательно скрывают реальные причины экономических кризисов, суть которых не в перепроизводстве эфемерных денег, а в перепроизводстве капитала в марксовом определении, то есть капитала как самовозрастающей стоимости.

Закон капитализма – богатые богатеют, бедные беднеют. Этот процесс имеет две стороны. Первая, богатства общества все больше концентрируют у незначительной части населения. Это приводит к социальной напряженности и готовит почву для социализма. Но это не так страшно для правящих капиталистов, потому что бороться с недовольством нищего народа они научились.

Вторая сторона гораздо более страшная, потому что она объективна, ее нельзя нейтрализовать, как не в силах людей отменить смену дня и ночи - увеличение капитала приводит к увеличению доли национального богатства, которая перераспределяется как процент на капитал. Произведенный общественный продукт распределяется между государством, работником, владельцем предприятия и собственником капитала (банком, выдавшим кредит, акционерами, владельцем как собственником капитала). С каждым годом все большая часть общественного продукта перераспределяется в пользу владельцев капитала. В США уже до половины прибыли генерируется в финансовом секторе. Это конец. Это предел перераспределения, за которым реальное производство существовать не может.

Такая ситуация воспроизводилась всегда с момента появления механизмов перераспределения богатства - богатые богатели, а реальный производительный труд обесценивался. Кончалось это всегда одинаково - общественным взрывом. С появлением капитала, то есть где-то с 17 века, эти кризисы стали регулярными, как и вызванные ими войны, с помощью которых ликвидировалось перепроизводство капитала. Посмотрите учебник истории - с конца 17 века регулярно каждый 50-70 лет происходят войны без каких-либо видимых причин. (Я не представляю, до какой степени умственное деградации надо дойти, чтобы считать, что миллионы людей истребляют друг друга ради, например, прихоти своих правительств, или потому что какой-то идиот убил какого-то принца, или по другим идеалистическим причинам). Причина почти всех войн одна - переизбыток паразитического капитала, который через множество неявных механизмов толкает общество к войне.

Кризис, вызванный перераспределением общественного богатства в пользу капитала, можно оттянуть с помощью дополнительных вливаний богатства в экономику. Это было ограбление колоний, ограбление России в 90-е годы, создание новых высокопроизводительных технологий, политика печатания денег Федрезервом в 2012-1013 годах. Не странно ли, дорогой читатель, что средства производства и технологии становятся все более совершенными, а работать людям приходится все больше даже в самых передовых странах? Казалось бы, должно быть наоборот, с развитием техники люди должны обеспечивать свое все более комфортное существование за все менее продолжительный рабочий день. Причина проста, капитал требует дивиденды. И чем больше капитала, тем больше дивидендов он требует.

Почему нынешний кризис «заливали деньгами»? Спасали экономику? Ничуть не бывало. Правящие капиталисты спасали свои капиталы, свои деньги, вложенные в фондовые рынки. То есть происходило дальнейшее перераспределение общественного продукта в пользу капитала, таким образом кризис гасился, но одновременно приближается новый, и более страшный, виток кризиса.

Рост фондовых рынков, море производных финансовых инструментов – это следствие перепроизводства капитала, который требует процентов для себя. Когда вы читаете объяснения, что причина финансового кризиса в перепроизводстве виртуальных денег, вследствие чего-то (глупости, безответственности, авантюризма финансовых властей) – знайте, это наглое вранье. Рост производных финансовых инструментов – естественный, вынужденный, и поэтому мудрый шаг, финансовый властей. В виртуальных деньгах аккумулируется избыточный финансовый капитал. Если бы не было этих квазиденег, избыточный капитал пошел бы в реальный сектор. Частично он и пошел, что привело к резкому росту цены нефти сверх экономического обоснованного уровня (10-20 долларов за баррель). Массовый переток избыточного капитала в реальный сектор привел бы к его более быстрому разрушению и наступлению кризиса. Виртуальные деньги – метод стерилизации избыточного капитала, метод начисления процентов, не ложащийся бременем на реальный сектор. Капиталисты всего мира, да и все жители планеты, должны в ноги поклониться тем, кто перевел избыточный капитал в виртуальные деньги и тем самым даровал человечеству несколько десятилетий нормальной жизни.

Но никакая финансовая терапия не способна изменить фундаментальную природу капитала. В какой-то момент доля прибыли, перекачивающаяся в руки капиталистов как процент на капитал, становится неподъемной для реальной экономики, и все рушится. Циклу производство-потребление не остается достаточного количества средств. Возникает парадокс - денег в экономике вроде бы море, печатные станки выпускают все больше долларов, а люди беднеют и производство сокращается.

Выход из ситуации один – уничтожение избыточного количества капитала. Еще раз повторю, если вы пролистаете учебник по истории Европы 18-19 веков, то увидите, что каждый 50-100 лет на континенте начинались войны. Надо быть «современным экономистом- рыночником», то есть дебилом или подонком, чтобы утверждать, что все эти войны начинались из-за династических притязаний и амбиций правителей. Люди не идиоты, они не пойдут массово умирать из-за амбиций вождей. И вожди не идиоты. Основная причина войн в эпоху капитала абсолютно объективна и не зависит от ментальности вождей и масс – это именно необходимость «списать», «ликвидировать» избыточный капитал.

Данная потребность, данный закон природы, проявляется через великое множество механизмов, затрагивающих все слои общества. Его проявление настолько завуалировано, опосредовано, что исходя из прямолинейного восприятия окружающей реальности трудно усмотреть в готовности людей погибать за «свободу родины», «возращение отторгнутых земель», «расширение жизненного пространства» и прочие эфемерности необходимость списания капитала. Кстати, после освобождения от груза избыточного капитала, то есть после войн, экономики стран очень быстро восстанавливались. Никакого чуда здесь нет, это естественный процесс восстановления любой системы после освобождения от паразитического дисбаланса, избавление живого организма от паразита. Эта же необходимость «списать» избыточный капитал является причиной многочисленных «экономических кризисов», которые мировое правительство устраивает в странах, которые не жалко, – Россия, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. Ребятам из мирового правительства удается ликвидировать сотню-другую миллиардов капитала и оттянуть конечный момент истины, но устранить первопричину кризисов они не в состоянии. Вот и вся "загадка" неожиданных финансовых кризисов в процветающих экономиках.

Мне в бытность корреспондентом иногда удавалось задавать «современным экономистам» такой вопрос: «Вы говорите, что из-за отсутствия денег нельзя, например, строить дом, хотя есть цемент, металл, люди и хлеб. То есть в приказном порядке через насилие я объективно могу заставить людей строить дом, а в рыночной системе не могу, потому что имеется дефицит крашеной бумаги. Так как же можно утверждать о неэффективности приказной административной системы, если при ней строить дом можно, а при рыночной нельзя?» Боже, как они вертелись, как ужи на сковородке, уходили от разговора, сразу же меняли тему, несли полный вздор. Один такой «прогрессивный экономист», кстати, из яблочников, договорился до того, что «сами деньги стоят денег». Ей богу, строительство пары сотен галер специально для таких «экономистов-монетаристов» было бы величайшим благом для человечества, особенно если эти галеры потом затопить в открытом море.

Законы развития человечества объективны (см. «О будущем с точки зрения науки»). Пока правительствам развитых стран в основном удается сохранить КАПИТАЛ ПРАВЯЩЕГО КЛАССА. Но момент расплаты неизбежен. Ликвидация этого избыточного капитала будет происходить либо в результаты войны, либо в результате громадного кризиса с разрушением структуры экономики и гибелью миллионов людей. Капиталисты сначала пойдут на уничтожение той доли общественного продукта, которая достается трудовому народу, и только потом, в самый последний момент, когда все рухнет, расстанутся со своими капиталами под дулами автоматов новоиспеченного диктатора. Это не потому, что все капиталисты злые и плохие люди, а потому что таковы объективные закономерности развития рыночной экономики.

Рынок – великая сила. Он помогает экономического росту. Но рыночная система эффективна потому, что она принципиально неустойчива. Быстро развиваются только неравновесные системы, которые поэтому должны периодически проходить через точку бифуркации, то есть резкой смены парадигмы развития. Поэтому в древнем Израиле каждые семь лет объявлялась амнистия должникам, им возвращалась земля и свобода, и экономический цикл начинался снова.

До появления «человека будущего» с ментальностью подвижничества (я верю, что такое когда-нибудь случится) я предлагаю рыночную систему с периодическим «списанием» капитала в любой форме. Желательно, чтобы все были живы и счастливы. Например, после накопления каким-либо субъектом экономики слишком больших размеров капитала, этот капитал переходит в собственность государства, а субъекту присваивается звание «благодетеля России» (лучше сделать «героями» сотню подонков, чем дать умереть тысячам честных людей). Другой выход – создание государственных предприятий во всех сферах, которые вне паразитического отъема ресурсов через проценты на капитал рано или поздно станут более эффективными, чем частные. Можно что-то еще придумать.

Главное, пути решения любой проблемы можно найти, если понимать ее суть, ее истинные причины и последствия. Если верить «современным экономистам», то точно надо готовиться к худшему, запасаться солью, мылом и спичками, и ломать себе голову в тесной сырой землянке, каким же образом обвал Нью-Йорской фондовой биржи привел к остановке электростанций в России, тьме и голоду.

Проблема стоит следующим образом: удастся человечеству избежать третьей мировой войны как единственного способа списания избыточного капитала или не удастся. Я оптимист, но не вижу реальных механизмов, которые бы заставили капиталистов сжечь свои избыточные капиталы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Free Web Hosting